Рекомендации для учителей и воспитателей по
работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии
- МИОПИЯ
( близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не
доходят до сетчатки).
Опасность: глаз
растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить
отслоение ( ощущение- «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
- обязательно хорошее освещение,
-нельзя низко наклоняться, беречь
спину,
-исключить сильные физические
нагрузки (особенно при высокой степени близорукости)
-необходимо укреплять иммунную
систему ( недостаток витаминов),
-ребенок должен сидеть в передней
половине класса, ближе к источнику освещения ( окну),
-освещенность поверхности стола –
500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк.,
- допустимая зрительная
нагрузка-10 мин.,
- зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия,
- строгое соблюдение режима для
занятий на свежем воздухе, закаливание,
- постоянный контроль за осанкой,
применение работы, стоя за столом.
- ГИПЕРМЕТРОПИЯ
(дальнозоркость).
Аномалия рефракции (лучи сходятся
за сетчаткой)
Рекомендации:
- возможны физические нагрузки,
- легче смотреть вдаль,
- предметы для демонстрации,
работы- крупные, красочные,
- трудно работать в тетради- чаще
у доски.
3. АСТИГМАТИЗМ
Рефракция (преломляющая сила) по
вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая
Рекомендации:
-дети зрительно утомляемы,
необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности
При смешанном астигматизме ребенок
неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
-использовать осязание, дать
возможность ощупать предмет, обследовать руками;
- ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на
чертежах и рисунках,
- т.к. не видят четко границы
парты и других плоскостей- неуклюжи за партой- роняют ручки и другие принадлежности
4. АМБЛИОПИЯ
Различные по происхождению формы
понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные
расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
- при выполнении заданий на
сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности
оттенков, светлоты предметов,
- допустимая нагрузка- 10 минут;
- отдых для ребенка - это работа на слух, устное выполнение
заданий-10 минут;
- использовать такие виды работ,
как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с
помощью мозаики, пазллов, рассматривание
картинок,
- использовать трафареты,
контурные изображения.
5. КОСОГЛАЗИЕ (девиация).
Отклонение глазного яблока от
основной зрительной оси.
Рекомендации:
- снижаются зрительные функции,
-отсутствует бинокулярное зрение
( нет слияния в единый образ),
-замедляется скорость,точность
дифференцированность восприятия
предметов окружающего мира,
- т.к. существуют трудности в
овладении сенсорными эталонами, в понимании
сюжетных картин, в выполнении
практических действий, в ориентировке
в пространстве.
6. СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
-необходимо наличие подставок для
чтения учебников и текстовых материалов;
-при списывании текст располагать
на подставке на удаленном расстоянии.
7. РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
- работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
- т.к возникают трудности при
списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;
- развивать слуховое внимание.
8. НИСТАГМ
Патология глазодвигательной системы -
качание глаза по вертикали,
горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
- т.к. нарушена функция взора, недопустимо
списывание с доски,
- работать по индивидуальным
карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания,
-при чтении текста, нижнюю
границу строки контролировать с помощью
линейки, через рамочку,
- смотреть на иллюстрацию, картину
через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей,
-такой ребенок самым первым
начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом,
- в учебниках и тетрадях должны
быть закладки,
- нельзя нервировать ребенка,
т.к. учащаются колебания.
9. ГЛАУКОМА
Повышение глазного давления по
причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
- недопустим
резкий эмоциональный всплеск,
недопустимо
-
переутомление,
-
длительное пребывание в темном помещении,
-
резко менять температуру окружающей среды,
-
физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),
-
место ученика в передней половине
помещения,
-
освещенность рабочей поверхности-500 лк.,
-
необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением
(настольная лампа с сенсорным выключателем),
-
допустимая зрительная нагрузка - 10 минут, отдых- 1 минута
( упражнения на восприятие с
помощью сохранной чувствительности других модальностей),
- исключается участие ребенка в
экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,
- работать с натуральными
изобразительными пособиями без мелкой деталировки,
- подбирать наглядный материал с
рельефно-цветовым исполнением,
- при остром приступе снять
нагрузку, освободить от занятия, проконсультироваться у офтальмолога
10. КАТАРАКТА
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта
(глаз без хрусталика)
Рекомендации:
- иметь две пары очков, лупы,
хорошее освещение,
- сидеть в классе во второй половине класса,
- допустимая зрительная нагрузка
10-15 минут,
- отдых 7-10 минут ( работа на
слух, устное выполнение заданий),
- использовать демонстрационные
приемы ( показ таблиц, схем, натуральных пособий),
- для учащихся с афокией ограничивать
физические нагрузки, исключать
резкие движения, поднимать тяжести,
недопустимы сильные сотрясения тела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий